Рецензия на Dreamland

TOTAL METAL NOIZ

Девять лет минуло с момента выхода в свет последнего сольного альбома "Fate Of Nations" экс-фронтмена легендарных Led Zeppelin, Роберта "Перси" Планта. Сколько воды-то с тех пор утекло, хоть для мирового рок-процесса, хоть для самого Роберта - окончательный закат и смерть гранжа, перелопачивание сокращения R&B из "ритм-энд-блюза" в обозначение карамельных песен невнятной стилистики, звездное воссоединение с отцом-основателем LZ, гитаристом Джимми Пейджем в суперсоставе Page / Plant - и неафишированное расставание с ним же, тихие фолк- выступления с акустическим составом Proirity Of Brian, обратившиеся потом в полноразмерное американское турне с групой The Strange Sensations... Неизменным остается одно - луженая глотка Роберта, всегда готовая к исполнению если не нового собственного сочинения, то уж наверняка блюзового или фолкового стандарта, да его же редкостное умение находить для своей группы музыкантов высочайшего класса, пусть и не являющихся звездами в глазах мало-мальски посвященной в рок-процесс публики.

Стандарты здесь упомянуты не зря: 60% "Dreamland" - это кавер-версии, но, как легко догадаться, не самого общеупотребительного рок- или блюз-репертуара. Что толку биться над собственными номерами, если и так много отличных песен уже создано за последние полвека, и куда проще (с опытом-то Роберта!) перепеть их так, чтобы и авторам завидно стало? Да и какая критика возможна в адрес певца, если первым синглом с альбома стала - наверняка, не без его собственных советов - отчетливо английская в ее современной аранжировке фолк-баллада "Morning Dew" Бонни Добсон и Тима Роуза, неуловимо напоминающая ныне, кончно же, "The Battle Of Evermore" LZ. При этом Роберт, естественно, ни на секунду не забывает, что пусть корни его "первой музыки" - в том числе и в родном фолке, а успех-то - в Америке. Итак, привольная акустическая баллада покойного Тима Бакли "Song To The Siren" обретает сладковатую струнную секцию в аранжировке и фирменный плантовский напряженный вокал, а кем только не перепетая (в том числе и Mott The Hoople в незапамятные времена) скромная "Darkness Darkness" Джессе Колина Янга стала почти эстрадным номером, а именно весьма попсовым и, главное, чувственным (опять же за счет вокальной подачи) эстрадным ритм-энд-блюзом. Неужто это - прямое указание молодому поколению? В ту же точку бьет и замыкающая CD очень светлая поп-блюзовая баллада "Skip's Song" Александера Ли Спенса, а национальные чувства заокеанской по отношению к Роберту аудитории окончательно утешатся по прослушивании интересного эксперимента рок-ветерана с американским уже почти фолком - а именно пьесой "One More Cup Of Coffee" великого Боба Дилана.

Однако и композиторских талантов Роберт, да еще в компании сработавшихся с ним за последние гастрольные туры коллег-инструменталистов, нисколько не растерял. Авторские пьесы певца и его группы "Funny In My Mind (I Believe I'm Fixin' To Die)", " Last Time I Saw Her" и "Red Dress" - двольно-таки нелегкие по звучанию среднетемповые блюзовые мистерии, берущие свое начало от, пожалуй что, "When The Levee Breaks" LZ, но только отягощенные, что по нынешним временам неудивительно, аранжировочными приемами "нового блюза" (а никак не альтернативного рока, что легко может показаться юной журналистской поросли) и замороченными полупсиходелическими партиями акустических гитар. И уж, конечно, мигом возвращает нас в "цеппелиновское" прошлое Роберта одна из двух эмоциональных вершин этого альбома - замысловатая акусктическая блюз-сюита "Win My Train Fare Home (If I Ever Get Lucky)", являющаяся, по замыслу ее авторов, данью уважения всем акустическим героям "корневого блюза" Дельты. Мало того, что певец и его группа создают на уровне текста и аранжировочных приемов (жаль, ножом здесь никто на гитаре не играет!) совершенно достоверную атмосферу классики жанра, так еще в великой концертной традиции LZ в ней нашлось место и музыкальным фрагментам стандартов "If I Ever Get Lucky" и "That's Allright Mama" Артура Крадапа, "Milk Cow's Calf Blues" таинственного классика Роберта Джонсона и "Crawlin' King Snake" Джона Ли Хукера. Отличное противоядие от модного сиропного якобы мэйнстримового блюза! А воторой пик CD - потрясающая кавер-версия "Hey Joe" Уильяма Робертса, где сам Роберт демонстрирует лучшую со времен альбомов LZ вокальную блюзовую технику, а гитарист Джастин Адамс, не желаю отставать от босса, творит на шести струнах эдакое, что и современный Джимми Пейдж ему бы, похоже, позавидовал.

Что же, "Dreamland" - обязательный альбом в коллекции любого рокера-меломана... да и блюзовика - тоже. А еще это - воплощение в жизнь принципа, гениально подмеченного нью-йоркским журналистом Дэвидом Фриклем еще четыре года назад: "Великая рок-группа или артист всегда исполняют кавер-версии - с первого и до последнего дня своей карьеры!" Добавим - еще как исполняют... Трудновато будет после знакомства с "Dreamland" не согласиться с таким утверждением американской акулы (без иронии) пера.

Всеволод Баронин

   
Hosted by uCoz