Роберт Плант о Лед Зеппелин и о себеИз интервью Роберта Планта американскому журналисту Джо Смиту "Лед зеппелин" были первой и, наверное, самой лучшей среди всех групп, которые сегодня мы называем "металлическими" группами. "Лед зеппелин" оставили по себе память, с которой могут соперничать лишь "Битлз" - Роберт Плант с удовольствием говорит о десятилетии, когда звезда "Лед зеппелин" сияла на небосклоне рока практически в полном одиночестве. Сейчас он работает соло, но мечтает снова собрать группу. "Конец 60-х был каким-то совершенно особенным временем, это была эпоха фантастических взлетов, упомрачительных карьер: любой, даже самый средний музыкант мог оказаться на недостижимой высоте просто благодаря тому, что в воздухе витали флюиды благотворных перемен. Помню, когда я впервые услышал группу "Баффало Спрингфилд" и песню "Перемены навек" Артура Ли, я подумал: "Это настоящие гимны!" Мне казалось, что происходит смещение социальных структур, вот каким наивным парнем я тогда был! Мне хотелось принимать участие в этом великом движении, за каждой хитовой песней я слышал фанфары удачи, барабаны судьбы. Сейчас некоторые из этих песен могут показаться наивными, простыми или, наоборот, весьма зрелыми. Но мне хотелось участвовать в этом - легковесность первой половины 60-х уже изрядно действовала на нервы, а что шло на смену, мы тогда еще не знали. И вот одно лишь желание стать частью этого сумасшедшего праздника обернулось для нас такой славой, о которой и мечтать-то было невозможно. На самом деле мы не обладали какими-то особенными талантами, просто мы сумели воспользоваться своим энтузиазмом. Я не знаю, одкуда взялся мой голос, он возник как-то сам собой, словно всегда был при мне (а где ж он еще был, интересно?). Я всегда слушал Рэя Чарлза, я хотел быть Рэем Чарлзом. Я очень любил слушать Муз Элисон, Оскара Брауна, Мориса Уильямся и его группу "Зодиакс". Мне нравилось, как Уильямс пользуется своим голосом, его невероятные взлеты в стратосферу ультразвука и затем падения в басовый диапазон. Я выходец из среднего класса. Отец иногда брал меня в свой клуб, где мне позволяли играть на пианино - однажды меня представили одному респектабельному черному парню, который был очень популярен в этом клубе. Я садился в угол и вечера напролет слушал его музыку. Это был Кинг Плежер, хотя в то время я был еще слишком молод, чтобы понять, с кем меня свела судьба. Когда возник "Лед зеппелин", события стали развиваться как одна большая импровизация. Все песни создавались внутри группы: Джимми Пейдж приносил в студию кассеты, где были записаны его ночные бдения на пару с гитарой, или же он просто на словах объяснял свой замысел. Иногда Джон Пол Джонс был автором главной мелодической линии песни - как правило, сразу же начиналась аранжировка и подгонка кусков, мы работали очень быстро, и готовые композиции также появлялись быстро. Мы сами устанавливали для себя стандарты и строго следовали им: например, первый альбом мы записали за тридцать шесть часов, и стоило это всего 1700 фунтов. Наш творческий энтузиазм имел, так сказать, довольно высокое качество, потому, когда мы были в форме и готовы к записи, мы могли горы свернуть и добиться именно того, что мы хотели. Больше всего времени требовалось на создание обложки пластинки - в интервалах между записями песен мы, как сомнамбулы, бродили по студии, не зная, куда девать свою энергию. Вспоминая сегодня те дни, мне кажется смешным, что мы столь методично придерживались найденных формул: сколько нервов и сил было угроблено при подготовке альбома "Храмы"! Сотрудники фирмы "Этлентик" решительно воспротивились нашему желанию сделать обложку пластинки без каких бы то ни было сопроводительных надписей - в конце концов мы добились своего, но какой ценой! В то время я с трудом оценивал события. Мне было только девятнадцать, когда начались мои первые репетиции с "Лед зеппелин". Должен сказать, что ранние записи были просто ужасными. Они и не могли быть иными, это был всего лишь выброс энергии. Но в этом выбросе все-таки присутствовало нечто - нечто, очень для всех нас важное. Пару раз судьба подлавливала меня - вне зависимости от того, что происходило, я всегда оказывался самым виноватым и обязательно в проигрыше. Когда случилась моя первая автомобильная авария в 1975 году - с меня мгновенно слетела вся спесь и если до этого я всегда говорил: "Я возьму этот мир натиском", то после 1975 года я уже не имел права на такую позицию. Но я никогда не прекращал петь. Однажды я выступал с концертами в небольшом местечке в Англии - зал был такой маленький, в каких я не работал уже лет пятнадцать, и я пел там лучше, чем когда бы то ни было. На самом деле это были мои лучшие концерты. Я вовсе не оцениваю свою жизнь с точки зрения масштабов концертных площадок, в конце концов, речь идет не только об удовольствии зрителей, но и о моем удовольствии тоже. А грань между отличным концертом и концертом средним весьма и весьма неотчетливая, по крайней мере, для зрителей. Для меня гораздо большее значение имеет мой энтузиазм, моя готовность отдать всего себя слушателям. А какая после этого будет овация (если будет вообще) - неважно. Сегодня я могу чувствовать себя удовлетворенным. Это тоже немаловажный факт, поскольку я впервые предпринимаю ответственные шаги, и делаю это совершенно самостоятельно, без истерики, которая была опознавательным знаком лишь той великой эпохи, из которой я родом. Я объясню: например, Дэвид Гилмор из "Пинк Флойд" сейчас живет своей жизнью, только своей, она наконец-то принадлежит ему. Спросите его, и он вам скажет, как хорошо наконец-то вздохнуть полной грудью. Да и по музыке его группы видно, что "Пинк Флойд" проходят через стадию второго рождения. Это не значит, что я цепляюсь за "Лед зеппелин". "Ура! "Лед зеппелин" возродились!", нет, я этого не говорил. На самом деле я больше не "лед-зеппелиновец", напротив, я тот, кто не хочет иметь никакого отношения к этому названию, я - это я. Но если говорить честно (до этого врал, что ли?), то сейчас "Лед зеппелин" недостает. Возродится ли группа, я не знаю. "Лед зеппелин" мог бы стать комбинацией того, чем он был, и тем, чем ему следовало бы быть. А для такого создания "Лед зеппелин" потребовалось бы множество усилий. И усилий весьма болезненных. Это была очень независимая и гордая группа - если она возродится, то только с этими врожденными качествами. В последнее время вновь возрождаются старые группы, по-моему, их слишком много. Я верю, что Джимми и я еще не растеряли своих способностей и энергии. Поэтому, не надо торопить события, не надо заставлять "Лед зеппелин" вновь становиться "Лед зеппелин". Это либо произойдет само собой, либо не произойдет никогда". Джо Смит |